Вам может быть интересно:
Архив журнала
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГЕМЫ КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- 436
- Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена анализу взаимосвязи системы идеологем и языковой системы. Взаимодействие между
элементами сложной структуры «действительность — идеологема — средства вербализации» можно рассматривать как синергетическое, а формирование языковой единицы, объективирующей идеологему, как синергетический процесс. Исследование смыслообразования языковой единицы как синергетического процесса — это анализ сложного сопряжения смысловых элементов разной природы, рожденных взаимодействием семантических, когнитивных и дискурсивных структур. Данный процесс рассматривается в статье на примере семантических модификаций лексемы «партнер», которая с конца прошлого столетия в русском
языке является одной из единиц, вербализирующих идеологему «рыночная экономика». Со времени укрепления позиций идеологии
рыночной экономики лексема «партнер» стала чаще использоваться для наименования напарников определенного рода деятельности: предпринимательской, юридической, политической. Партнеры как члены партнерства объединены определенными правами и
обязанностями, зафиксированными в договоре. Обладая изначально внеконтекстной нейтральной оценкой, данная лексема как
вербализатор идеологемы приобретает положительную оценку в речи сторонников «рыночной экономики». Также лексема
«партнер» приобретает новое содержание — «тот, кто противостоит» — и негативную коннотацию. Лексема «партнер» с
определенным идеологическим зарядом переместилась из экономического дискурса в политический и стала одним из средств вербализации идеологемы «открытая внешняя политика России». Нередко в речи политиков выражение «наши партнеры» приобретает иронический оттенок, который часто эксплицируется с помощью слов «так называемые»
Ключевые слова: идеологемы; синергетика; языковые системы; языковые единицы; семантические преобразования;
фразеологические единицы, лексемы
Abstract: The article analyzes relations between the system of ideologemes and the language system. The relations between the
complex system “reality — ideologeme — verbalization means” are synergetic, thus formation of language unit representing an ideologeme
is a synergetic process. The study of sense formation of a language unit includes the analysis of the complex combination of the elements of
different nature, built with the help of combination of semantic, cognitive and discursive structures. This process is discussed in the article
on the basis of semantic modifications of the word “partner”, which is one of the units that verbalizes the ideologeme “market economy”
since the end of the XXth century. As the status of market economy ideology is strong in this country, the word “partner” is often used to call
members of some activities: entrepreneurial, legal and political. Partners as the members of partnership have certain rights and responsibilities mentioned in the contract. Having neutral connotation without the context, this lexeme has positive coloring when it verbalizes the ideologeme in the speech of the supporters of market economy. The lexeme “partner” acquires new meaning of “one who confronts”, and thus
it has negative connotation. The lexeme “partner” with a certain ideological connotation has spread from economic discourse to political
discourse where it verbalizes the ideologeme “foreign policy of Russia”. The phrase “our partners” is often ironic in the speeches of political leaders, especially when it is accompanied by “the so-called”
Key words: ideologemes; synergetics; language systems; language units; semantic transformation; phraseological unit; lexeme