Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью настоящего исследования ставится характеристика метафорических образов России во французском политическом дискурсе в контексте войны в Сирии, а также анализ их манипулятивного воздействия на реципиента в результате политической коммуникации. Методология настоящего исследования сложилась под влиянием теории метафорического моделирования и дескрипторной теории метафоры, а также опирается на достижения дискурс-анализа и отдельных отечественных представителей когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Используются методы когнитивно-дискурсивного и контекстуального анализа, моделирования, лингвостатистический метод, а также метод расчета экспрессивности и конфликтогенности политических метафор. Персуазивный потенциал метафорического воздействия реализуется в постоянном повторении в разных источниках готового образно-эмоционального выражения, нередко в формате «X — это Y». Анализируются конкретные метафоры: криминальная («крестный отец», «скамья подсудимых»), военная, игровая, театральная (деятельность российского контингента в Сирии — «сплошной театр»), спортивная, зооморфная (традиционное уподобление России опасному медведю и менее частотное двуглавому орлу, демонстрирующее, что Россия может «одновременно смотреть в противоположные стороны»). Роль России в войне против исламистов в Сирии оценивается неоднозначно: в России сомневаются, к ней часто относятся с недоверием, иногда даже враждебно. Она метафорически воспринимается в качестве блефующего игрока в карты, который играет сам за себя. Статья предназначена для студентов и аспирантов филологического направления, лингвистов, политологов и преподавателей иностранных языков
Ключевые слова: политические метафоры; образ России; политический дискурс; французские СМИ; информационные войны; средства массовой информации; политическая метафорология; метафорические образы
Abstract: The goal of this research is to characterize metaphorical images of Russian in French political discourses in the context of the war in Syria, as well as to analyze manipulative influence on the parties of political communication. The methodology of this research is based on the theory of metaphorical modeling and metaphor descriptive theory. It also uses the achievements of discourse analysis, cognitive linguistics and linguoculturology. The following methods are used in this research: cognitive-discursive analysis, contextual analysis, modeling, linguo-statistical, expressive potential and conflictogenity of political metaphors evaluation. Persuasive potential of metaphors reveals itself in constant repetition of the emotionally colored expression, that usually has the form “X is Y”. The following metaphors are analyzed in this research: criminal (“God father”, “prisoner’s box”), military, game, theater (“activity of the Russian troops in Syria is a theatrical performance”), sport, zoomorphic (Russia is usually compared to a bear and less frequently a double-headed eagle, that says that Russia “can look in two opposite directions at a time”). The role of Russia in the war against Islamic activists in Syria arouses controversy: in Russia they doubt that it is helpful, they are even hostile. Russia is metaphorically represented as a bluffing player who tries to protect her interests. The paper may be useful for students and post-graduate students majoring in Philology, as well as for Linguists, Political science experts and foreign language teachers
Key words: political metaphors; the image of Russia; political discourse; French mass media; mass media; information war; media; political metaphorology; metaphorical images

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.