Архив журнала
Климатический кризис как инструмент большой политической игры на страницах СМИ
- 334
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируется интенсивность и особенности воздействия в текстах, посвященных
изменению климата. Направленность текстов данной тематики на критически важные вопросы для будущего
человечества, как правило, нивелирует важность вопросов политической и экономической выгоды. В фокусе внимания данного исследования находятся статьи, освещающие вопросы, связанные с таянием льдов в Арктике. Выбор
темы был обусловлен ее высокой степенью актуальности, поскольку сегодня климатический кризис в Арктической
зоне развивается наибольшими темпами и представляет реальную угрозу для человечества. Исследование показало,
что тексты экологической тематики выступают в качестве платформы для политического противоборства, где
затрагиваются темы, являющиеся привычным информационным наполнением для западных СМИ в условиях ведения медиавойны против России и дружественных ей стран. В частности, в качестве инструмента дискредитации
России используется стереотип о захватнических амбициях России, циничной политике России по отношению к
национальным меньшинствам; в рамках медиавойны с Китаем муссируется мысль о глобалистских целях Китая.
Подтверждением того, что тексты, освещающие экологические вопросы, выступают в качестве площадки для
политического противоборства, является тот факт, что авторы вводят «дополнительные» наиболее политически
актуальные темы в тексты, которые по своей тематике с ними не связаны. Использование дополнительных тем
позволяет фокусировать внимание читателей на нетипичной для данного окружения информации, что усиливает
ее воздействующий характер
Ключевые слова: медиавойны, климатический кризис, изменение климата, экология, манипуляция сознанием, манипулятивное воздействие, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации,
медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства
Abstract: The article examines the intensity and the character of the influence in the texts devoted to climate crisis.
The focus of the texts on this topic on critical issues for the future of humanity, as a rule, negates the importance of questions
of political and economic benefits. The emphasis of this study is on articles covering issues related to the melting of ice in the
Arctic. The choice of the topic can be explained by its high degree of relevance, since today the climate crisis in the Arctic
zone is developing at a fast pace and poses a real threat to humanity. The study shows that ecological texts act as a platform
for political confrontation, where topics that represent familiar information content for Western media in the context of conducting media warfare against Russia and friendly countries are touched upon. Specifically, the stereotype of Russia's “aggressive ambitions” and Russia's “cynical policy towards national minorities” is used as a tool for discreditation of Russia;
within the framework of the media warfare with China, the idea of China's globalist goals is being exaggerated. The idea that
the texts covering ecological issues act as a platform for political confrontation is corroborated by the fact that the authors
introduce “additional” most politically urgent topics into the texts that are not related to them by their subject matter. The
use of additional topics allows focusing the readers’ attention on information that is not typical of this environment, which
enhances its manipulative effect
Key words: media warfare, climate crisis, climate change, ecology, manipulation of consciousness, manipulative
impact, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means
Для цитирования:
Никонова, Е. А. Климатический кризис как инструмент большой политической игры
на страницах СМИ / Е. А. Никонова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №5. – С. 116-122.
For citation
Nikonova E. A. (2023). Climate Crisis as a Great Political Game Instrument of Mass Media // Political Linguistics. – 2023. – №5. – P. 116-122.