Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_10
Аннотация: Предметом статьи является большевистский дискурс формирования «нового человека», который должен был послужить орудием разрушения мира капитализма и построения коммунистического общества. Данный дискурс представляет собой основу советской политической культуры. Тема: облик «нового человека» в теоретических и идеологических построениях лидеров партии большевиков, его пропаганда посредством революционной песни, развитие и трансформация в процессе совершения пролетарской революции и построения Советского государства. Цель работы: установить способы идеологического воздействия власти на общество в процессе формирования «нового человека»; выявить истоки традиционного для российской власти отношения к населению как производительной силе и орудию построения коммунизма. Основным методом исследования является классический анализ содержания произведений представителей большевизма и текстов массовых революционных песен. Рассмотрение эволюции дискурса большевиков о «новом человеке» осуществляется в опоре на периодизацию истории Коммунистической партии в России. Статья посвящена исследованию ленинского этапа истории партии. Результаты: проанализированы идеи В. И. Ленина, А. А. Богданова, Н. И. Бухарина, А. В. Луначарского, Л. Д. Троцкого о формировании «нового человека». Рассмотрена эволюция культурного образца коммуниста. Показано, что образ революционера конкретизируется и получает двойную адресацию: один вариант транслируется на руководящий состав партии, а другой — образ коммуниста-воина — предлагается в качестве образца поведения для рядовых членов партии и беспартийных. Выводы: идеологический дискурс большевиков о формировании «нового человека» характеризуется двойственностью. С одной стороны, он содержит утопические представления о коммунизме и человеке, с другой — включает отношение к трудящимся как к «бескультурному», безграмотному «человеческому материалу», нуждающемуся в «переплавке» и внесении в него «коммунистической сознательности и морали». Рядовой советский гражданин должен подчиняться жесткой дисциплине и находиться под контролем партии и системы государственного принуждения — эти черты большевистского дискурса унаследованы нынешней официальной российской идеологией и политической культурой
Ключевые слова: политический дискурс; советская идеология; советский период; большевизм; либерализм; коммунизм; социализм; коммунистическое воспитание; сознательность; революционные песни; политическая пропаганда; политические деятели
Abstract: The article deals with the Bolshevik discourse of the formation of “a new man”, who was supposed to serve as an instrument for the destruction of the world of capitalism and the construction of a communist society. This discourse is a legacy of the Soviet political culture. The authors examine the image of “a new man” in the theoretical and ideological constructions of the leaders of the Bolshevik Party and its propaganda through revolutionary songs, and its development and transformation in the process of staging the proletarian revolution and building the Soviet state. The purpose of the study is to identify the methods of the authorities’ ideological manipulation of society in the process of forming “a new person”; to reveal the origins of the traditional attitude of the Russian authorities to the population as a productive force and an instrument of building communism. The main method of research is the classical analysis of the content of the works of representatives of Bolshevism and the texts of mass revolutionary songs. Exploration of the evolution of the Bolshevik discourse about “a new man” is based on the periodization of the history of the Communist Party in Russia. The article focuses on the Leninist stage of the party's history. As a result of the study, the authors have analyzed the ideas of V. I. Lenin, A. A. Bogdanov, N. I. Bukharin, A.V. Lunacharsky, and L. D. Trotsky on the formation of “a new man”. The study considers the evolution of the cultural model of the communist and shows that the image of a revolutionary is concretized and receives a double address: one image is translated to the leadership of the party, and the other – the image of a communist-warrior – is offered as a model of behavior for ordinary party members and non-party members. The authors conclude that the ideological discourse of the Bolsheviks about the formation of “a new man” is ambivalent. On the one hand, it contains utopian ideas about communism and man, on the other hand, it includes an attitude towards real workers as “uncultured” illiterate “human material” that needs to be “melted down” and filled with “communist consciousness and morality”. An ordinary Soviet citizen must submit to strict discipline and be under the control of the party and the system of state coercion. These features of the Bolshevik discourse served as the basis of Soviet political culture
Key words: political discourse; Soviet ideology; Soviet period; Bolshevism; liberalism; communism; socialism; communist education; consciousness; revolutionary songs; political propaganda; politicians

Для цитирования:

Фан, И. Б. «Поднять инстинкты на вершину сознательности»: «новый человек» в идеологическом дискурсе большевиков / И. Б. Фан, Н. В. Багичева // Политическая лингвистика. – 2021. – №5. – С. 86-97. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_10.

For citation

Fan, I. B. “Raise Instincts to the Pinnacle of Consciousness”: “A New Man” in the Ideological Discourse of the Bolsheviks / I. B. Fan, N. V. Bagicheva // Political Linguistics. – 2021. – №5. – P. 86-97. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_10.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.