Вам может быть интересно:
Архив журнала
Стратегии подстройки нерелевантной информации в дискурсе британских СМИ
- 455
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_11
Аннотация: В статье рассматриваются часто используемые в британских СМИ способы манипулирования информацией, связанные с внедрением в текст публикации нерелевантных для заявленной темы сведений, которые оказывают влияние на восприятие текста, частично меняя контекст этого восприятия, что приводит к формированию у адресата нужной манипулятору картины описываемых событий. Анализируя этот феномен на примере не связанных с политикой публикаций из разделов «Sport» и «Travel» британской газеты «The Guardian», мы обнаружили, что нерелевантные смыслы обычно встраиваются в содержание текста путем целенаправленного объединения нерелевантной и релевантной информации в рамках одного высказывания или цепочки высказываний с использованием соответствующих средств когезии. Основывая свой анализ на главных положениях теории релевантности (D. Wilson, D. Sperber, 2002), мы выяснили, что введение нерелевантной информации в текст при этом осуществляется различными способами, которые мы обозначили как стратегии подстройки нерелевантных
смыслов. Было выделено и описано четыре таких стратегии, регулярно используемые авторами этого издания: толкование, косвенная референция, добавление и комментирование. Использование этих стратегий приводит к
политизации нейтрально-бытового дискурса, каковым можно считать репортажное описание спортивных, культурных или других связанных с обычной жизнью людей событий с места их непосредственного наблюдения. В результате применения таких приемов тексты, призванные информировать читателей об этих событиях, становятся инструментом идеологизации их сознания и оказывают воздействие на восприятие ими реальности. Стратегии подстройки нерелевантных смыслов, которые мы рассмотрели в данной статье, являются тонким инструментом манипулирования сознанием, поскольку позволяют автору текста формировать нужный ему фоновый
контекст восприятия, вводя в повествование подобранную определенным образом информацию даже без использования эксплицитно-оценочной лексики, ярких метафор и других аксиологически коннотированных языковых
средств
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства
массовой информации; британские СМИ; язык СМИ; политический дискурс; релевантность; нерелевантная информация; дискурсивные стратегии; манипулирование сознанием
Abstract: This paper focuses on the subtle manipulation techniques widely used by the mainstream UK media to influence the readers’ perceptions and attitudes towards the facts presented in their news reports. This is achieved through incorporating into the text the information that is not relevant to the outlined topic of the news story covered in the report. Taking a cognitive pragmatic approach to this phenomenon and relevance-theoretic account of communication (following
Wilson, Sperber 2002), we propose that the adjustment of non-relevant information is carried out by such strategies, as explaining, indirectly referring/alluding, adding and commenting. To illustrate how these strategies are used in the discourse, we have analysed the news reports from the sections Sports and Travel of the UK newspaper The Guardian, where the inserted politically biased references force negative connotations on otherwise neutral texts and make the readers interpret the information presented there within a limited context, thus effectively politicising them
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; British mass media; mass media language; political discourse; relevance; irrelevant information; discursive strategies; manipulation of consciousness
Для цитирования:
Цурикова, Л. В. Стратегии подстройки нерелевантной информации в дискурсе британских СМИ / Л. В. Цурикова, С. А. Степанищева // Политическая лингвистика. – 2021. – №5. – С. 98-107. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_11.
For citation
Tsurikova, L. V. Strategies of Incorporating Irrelevant Information in the UK Media Discourse / L.V. Tsurikova, S.A. Stepanishcheva // Political Linguistics. – 2021. – №5. – P. 98-107. DOI 10.26170/1999-2629_2021_05_11.