Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_06_12
Аннотация: Статья представляет некоторые результаты научного проекта, направленного на изучение семантики единения и вражды в русской лексике и фразеологии, и посвящена семантике коллективного в коммуникации сетевых сообществ. Авторы ставят задачу выявить основные компоненты семантики коллективного, конструируемой участниками сетевых сообществ. Материалом исследования стали посты в трех русско- и англоязычных сетевых сообществах социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook». Методологически авторы опираются на социальный конструкционизм, критический дискурс-анализ и теорию культурных измерений Г. Хофстеде. В результате анализа выявлено, что конструирование коллективного происходит с помощью одинаковых механизмов в русскоязычном и англоязычных сообществах. Семантика коллективного образована тремя взаимосвязанными компонентами: пространственным, темпоральным и ценностным. Участники объединены пространственной близостью, которая конструируется посредством указаний на знакомые географические локации и общие социокультурные события. Отмечено стремление коммуникантов вывести общение из виртуального в физическое пространство. Установлена роль коллективной памяти и прогнозирования, конструируемых посредством апелляций к событиям коллективного прошлого и будущего. Выделены коллективные ценности, разделяемые участниками сообществ: открытость, доброта, взаимопомощь, солидарность и другие. Показано, что социальная взаимозависимость участников конструируется с помощью лексических единиц, фразовых глаголов, идиом, лозунгов с семантикой единения, антропоморфных и природоморфных метафор, прецедентных текстов, а также мультимодальных компонентов, семиотически репрезентирующих объединение людей
Ключевые слова: Интернет; интернет-пространство; интернет-дискурс; интернет-тексты; интернет-коммуникация; интернет-технологии; социальные сети; сетевые сообщества; лексическая семантика; коллективные ценности; фразовые глаголы; прецедентные тексты; метафорические модели; метафорическое моделирование; метафоры; русский язык; английский язык; пандемия; коронавирус
Abstract: The article presents some results of a scientific project devoted to studying semantics of unity and animosity in Russian lexis and phraseology and explores the semantics of the collective in the communication of online communities. The authors aim at revealing the key semantic components of the collective constructed by the members of online communities. The research material includes posts published in three Russian-language and English-language online communities in the social networks VKontakte and Facebook. In their methodology, the authors draw on social constructionism, critical discourse analysis, and G. Hofstede’s cultural dimensions theory. The results have shown that the same mechanisms are used to construct the collective in Russian-language and English-language online communities. The semantics of the collective is formed by three interconnected components: spatial, temporal, and axiological. The participants are united by spatial proximity which is constructed by references to familiar geographic locations and common sociocultural events. The authors reveal the wish of the participants to continue interaction in physical settings. The authors demonstrate the importance of collective memory and prediction, constructed by means of allusions to the events of the collective past and future. The paper suggests that the collective values shared by community members include openness, kindness, mutual assistance, solidarity, etc. It is shown that the social interdependence of the participants is constructed by means of lexical units, phrasal verbs, idioms, slogans with the semantics of unity, anthropomorphic and nature-morphic metaphors, precedent texts, as well as multimodal components semiotically representing the unification of people
Key words: Internet; Internet space; Internet discourse; Internet texts; Internet communication; Internet technologies; social networking sites; online communities; lexical meaning; collective values; phrasal verbs; precedent texts; metaphorical models; metaphorical modeling; metaphors; Russian language; English language; pandemics; coronavirus

Для цитирования:

Юськаева, Э. И. Семантика коллективного в сетевых сообществах в контексте пандемии / Э. И. Юськаева, Т. В. Дубровская // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 106-115. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_12.

For citation

Yus'kaeva, E. I. The Semantics of the Collective in Online Communities in the Pandemic Context / E. I. Yus'kaeva, T. V. Dubrovskaya // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 106-115. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.