Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_06_11
Аннотация: В статье рассматриваются коммуникативно-прагматические особенности употребления немецких заимствованных слов Realpolitik и Ostpolitik в английском публицистическом дискурсе вообще и в заголовках информационно-аналитических статей в частности. В статье представлены понятия «дискурс», «публицистический дискурс», «заимствования», «образ-концепт»; приводятся основные характеристики газетнопублицистического дискурса, анализируется воздействующе-информационная функция публицистики и ее влияние на выбор лексико-грамматических средств, подчиненный глобальной цели политического дискурса — борьбе за власть. Исследуя процессы заимствования иноязычных слов, причины и функции, авторы вводят понятие «интродуктивный блок» статьи, представляющий собой заголовок, подзаголовок статьи и ее первый абзац. Основываясь на исследованиях ван Дейка о прагматичности заголовков новостных статей, изучают коммуникативнопрагматические функции интродуктивного блока статьи и вслед за Г. Плеттом говорят о метапрагматичной сущности данного блока и его трехсторонней ориентации на текст, автора и адресата. На примере англоязычных периодических изданий «The Economist» и «The Financial Times» анализируется социально-оценочный образ-концепт внешней политики Германии, который актуализируется в статьях при помощи немецких заимствований Realpolitik и Ostpolitik, форм длительного времени, деонтических глаголов, относящихся к слабому типу долженствования и эмоционально окрашенных лексем и глагольных словосочетаний
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; СМИ; средства массовой информации; медиадискурс; медиатексты; язык СМИ; языковые средства; английские СМИ; английский язык; немецкий язык; публицистический дискурс; информационно-аналитические статьи; заимствование слов; заимствованные слова; заимствованная лексика; образы-концепты; заголовки статей; интродуктивный блок статьи; «Realpolitik»; «Ostpolitik»; слабые деонтические глаголы; лексемы; глагольные словосочетания
Abstract: The article deals with communicative and pragmatic aspects of the usage of the German loan words Realpolitik and Ostpolitik in the publicistic discourse of the British Mass Media in general and the headlines of informational and analytical articles in particular. The article presents the concepts “discourse”, “publicistic discourse”, “loan words”, and “image-concept”. It describes the main characteristics of the newspaper-publicistic discourse, analyzes the manipulative-informational function of journalism and its influence on the choice of the lexico-grammatical means determined by the global aim of the political discourse — fight for power. While studying the processes of borrowing foreign words, their reasons and functions, the authors offer a definition of the notion of an “introductory unit” of the article comprising a headline, a subheadline and its first paragraph. Drawing on van Dijk’s research of the pragmatic potential of news article headlines, the authors explore the communicative-pragmatic functions of the introductory unit of an article, and, after Plett, reveal the metapragmatiс nature of this unit and its three-way focus on the text, author and recipient. The study analyses the socioevaluative image-concept of the foreign policy of Germany, which is presented in the publicistic discourse by the German loan words Realpolitik and Ostpolitik, continuous tense forms, weak deontic verbs and emotive lexemes and verb phrases
Key words: journalism; media linguistics; mass media; media discourse; media texts; mass media language; language means; British mass media; English; German; publicistic discourse; information and analytical articles; word borrowing; loan words; loan lexis; images-concepts; article headings; introductory block of the article; «Realpolitik»; «Ostpolitik»; weak deontic verbs; verb phrases

Для цитирования:

Шитикова, А. В. Коммуникативно-прагматическое функционирование немецких заимствованных слов Realpolitik и Ostpolitik в публицистическом дискурсе английских СМИ / А. В. Шитикова, Г. Н. Насырова // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 98-105. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_11.

For citation

Shitikova, A. V. Communicative and Pragmatic Aspects of the German Loan Words Realpolitik and Ostpolitik in the Publicistic Discourse of the British Mass Media / A. V. Shitikova, G. N. Nasyrova // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 98-105. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_11.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.