Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2022_01_08
Аннотация: Статья посвящена исследованию идеологических маркеров оценочной направленности, функционирующих в дискурсах антикитайской конфронтационной риторики массмедиа США и стран коллективного Запада. В фокусе внимания автора оказывается функциональная роль эмоционально-оценочной лексики, актуализируемой в медиатекстах и дискурсивных практиках информационно-психологической войны в качестве вербальных маркеров экстраполяции систем идей и поведенческих паттернов. Лингвистический анализ осуществлялся с помощью таких методов, как семантико-структурный, функционально-прагматический и контекстологический анализ с выделением имплицитного оценочного значения дискурсивных единиц идеологической направленности. Использовался интегративный подход к рассмотрению коммуникативной природы идеологического дискурса, сочетающий в себе применение категориально-понятийного аппарата предикационной концепции языка, методологию критического дискурс-анализа и инструментарий когнитивных и прагматических парадигм изучения феноменологии дискурса в сфере медийной и политической коммуникации. Материал исследования составили англоязычные медиатексты идеологического характера, авторские дискурсы ряда политических и государственных деятелей США; источником материала послужил ряд новостных таблоидов. В ходе лингвистического анализа эмпирического материала рассматривается проявление этнокультурной специфики языкового сознания субъектов и объектов воздействия, способов репрезентации социальных акторов в медиатекстах, а также параметров коммуникативной деятельности, определяющих целостную ситуативную семантику идеологического дискурса в интенциональном и интерпретационном аспектах. Выводы, полученные автором, свидетельствуют о сформированности в западном медиадискурсе стратегий комплексного применения вербальных средств репрезентации парадигмы лингвокультурных концептов, формирующих требуемую актору эмоциональную и прагматическую оценки под влиянием предзаданных идеологических установок
Ключевые слова: интердискурс, идеологические маркеры, эмоционально-оценочная лексика, информационно-психологические войны, фреймы, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, языковые средства, язык СМИ
Abstract: The article is devoted to the study of ideological markers of evaluative orientation functioning in the discourses of anti-Chinese confrontational rhetoric of the mass media of the USA and the countries of the collective West. The author focuses on the functional role of emotional-evaluative vocabulary, actualized in media texts and discursive practices of information and psychological warfare as verbal markers of extrapolation of systems of ideas and behavioral patterns. The linguistic analysis was carried out using such methods as semantic-structural, functional-pragmatic and contextological analysis accompanied by identification of implicit evaluative meanings of ideologically sensitive discourse units. The study employs an integrative approach to the consideration of the communicative nature of ideological discourse, combining the use of the categorial-conceptual apparatus of the predicative concept of language, the method of critical discourse analysis and the tools of cognitive and pragmatic paradigms of studying the phenomenology of discourse in the field of media and political communication. The research material consists of English-language media texts of ideological nature, authored discourses of a number of politicians and statesmen of the United States; a number of news tabloids serve as the source of research material. In the course of linguistic analysis of empirical material, the study looks at the manifestation of the ethnocultural specificity of the linguistic consciousness of the subjects and objects of influence, the ways of representation of social actors in media texts, as well as the parameters of communicative activity that determine the holistic situational semantics of the ideological discourse in intentional and interpretative aspects. The conclusions obtained by the author indicate the formation in the Western media discourse of the strategies of sophisticated use of verbal means of representation of the paradigm of linguistic and cultural concepts that form the emotional and pragmatic assessments required by the actor under the influence of predetermined ideological aims
Key words: interdiscourse, ideological markers, emotional-evaluative vocabulary, information and psychological warfare, frames, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, linguistic means, mass media language

Для цитирования:

Хабаров, А. А. Демонизация Китая в зарубежных массмедиа: дискурсивные средства уничтожения мишеней информационно-психологической войны / А. А. Хабаров. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №1. – С. 78-89. DOI 10.26170/1999-2629_2022_01_08.

For citation

Khabarov A. A. (2022). Demonization of China in Foreign Mass Media: Discursive Means of Destruction of the Information and Psychological Warfare Targets // Political Linguistics. – 2022. – №1. – P. 78-89. DOI 10.26170/1999-2629_2022_01_08.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.