Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2022_06_16
Аннотация: Петровские «Ведомости», будучи единственной российской газетой своего времени, представляли официальную государственную точку зрения на международную повестку в новостных материалах, связанных с Польшей как территорией активного влияния России и поэтому неразрывно связанных с польскими королями Августом II Сильным и Станиславом Лещинским. Цель данной статьи — рассмотреть стилистику репрезентации этих двух личностей в сложный исторический момент, который был отмечен явными чертами политической пропаганды с использованием коммуникативных речевых тактик, характерных и для современного медийного дискурса. Полная выборка примеров была исследована с помощью сочетания дискурсивного анализа и стилистического анализа (акцент делался в первую очередь на тональность текстов и использование в них специфических речевых средств). Рассмотрение связующих моментов в дискурсах двух польских правителей показало, что в текстах первой российской газеты Август Сильный изначально был показан как союзник России и друг Петра I, но позже его отношения с российским монархом ухудшились, и это изменило тональность его упоминаний с положительной на нейтральную, иногда даже переходящую в критическую. Станислав Лещинский был изначально представлен как нелегитимный правитель и ставленник Карла XII, не имеющий собственной политической власти, поэтому по отношению к его личности была использована речевая стратегия дискредитации
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские газеты, историческая стилистика, история журналистики, польские короли, речевые стратегии, стратегия дискредитации, дискурс-анализ, Август Сильный, Станислав Лещинский
Abstract: Peter the Great’s “Vedomosti”, being the only Russian newspaper of its time, represented the official state point of view on the international agenda in news materials related to Poland as a territory of active Russian influence and therefore inextricably linked with Polish kings Augustus II the Strong and Stanislaw Leszczynski. The purpose of this article is to consider the stylistics of the representation of these two personalities at a difficult historical moment, which was marked by obvious features of political propaganda using communicative speech tactics, also typical of the modern media discourse. The sample under analysis was investigated using a combination of discursive and stylistic analyses (the emphasis was primarily on the tonality of texts and the use of specific verbal means in them). Consideration of the links between the discourses of the two Polish rulers showed that in the texts of the first Russian newspaper, Augustus the Strong was initially shown as an ally of Russia and a friend of Peter I, but later his relations with the Russian monarch deteriorated, and this changed the tonality of his mentions from positive to neutral, sometimes even turning into critical. Stanislaw Leszczynski was initially presented as an illegitimate ruler and henchman of Charles XII, who did not possess own political power – that is why a discrediting speech strategy was used in relation to his personality
Key words: journalism, media linguistics, mass media, mass media language, media discourse, media texts, language means, Russian newspapers, historical stylistics, history of journalism, Polish kings, speech strategies, discreditation strategies, discourse analysis, Augustus II the Strong, Stanislaw Leszczynski

Для цитирования:

Малышев, А. А. Август II Сильный и Станислав Лещинский: речевая репрезентация польских королей в газете «Ведомости» (1702–1727) / А. А. Малышев. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №6 . – С. 151-158. DOI 10.26170/1999-2629_2022_06_16.

For citation

Malyshev A. A. (2022). Augustus II the Strong and Stanislaw Leszczynski: Speech Representation of Polish Kings in the Newspaper “Vedomosti” (1702–1727) // Political Linguistics. – 2022. – №6 . – P. 151-158. DOI 10.26170/1999-2629_2022_06_16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.