Файл статьи: PDF
Аннотация: Описание метафорических моделей в рамках различных дискурсов является одним из актуальных направлений в современной когнитивной лингвистике. Объектом данного исследования является фрейм «Виды и жанры зрелищных представлений», входящий в структуру метафорической модели «Спорт — это театр». Предметом — специфика построения и развертывания данной метафорической модели в текстах массмедийного спортивного дискурса. Цель работы — проанализировать словоупотребления, реализующие фрейм «Виды и жанры зрелищных представлений» в текстах спортивного дискурса, описать особенности функционирования метафор и определить прагматический потенциал компонентов, соединяющих две концептуальные сферы: спорт и театр. В работе использована методика анализа, предложенная А. П. Чудиновым, которая заключается в выявлении и интерпретации признаков (компонентов), связывающих две концептуальные сферы, описании их прагматического потенциала, что позволяет обнаружить новые факты и закономерности в организации спортивного дискурса, выделить общие и специфические черты реализации модели. В ходе исследования было установлено, что многие аспекты спортивной жизни могут сопоставляться с театром или с каким-либо общим понятием, характеризующим одновременно разные классы сценических зрелищ: театр, драма, комедия, фарс, трагедия, балет, цирк, буффонада, балаган, театр одного актера, театр кукол, театр марионеток, театр абсурда, шоу, шоу-бизнес, фрик-шоу, фильм, мелодрама, триллер, детектив, сериал. Представленный материал свидетельствует о высокой структурированности исходной понятийной сферы и наличии у соответствующих метафор значительного эмотивного потенциала. Уничижительные коннотации связаны с актуализацией таких признаков, как искусственность, коммерциализация спорта, игра на зрителя, симуляция, имитация деятельности, неправдоподобие, реплицированность, сценарность, отсутствие мужественности, несерьезное поведение, несамостоятельность, непрофессионализм. Положительные коннотации обусловлены следующими признаками: зрелищность, драматизм, непредсказуемость, артистизм, эмоциональность, превосходство одного игрока или команды.
Ключевые слова: концептосфера, концепты, когнитивная лингвистика, театральные метафоры, фреймы, спортивный дискурс, язык спорта, зрелищные представления, виды зрелищных представлений, жанры зрелищных представлений, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, метафорическое моделирование, метафорические модели, когнитивные метафоры
Abstract: Description of metaphorical models within the framework of various discourses is one of the urgent trends in modern cognitive linguistics. The scope of this research covers the frame “Types and genres of spectacular performances”, which is a structural part of the metaphorical model “Sport is Theater”. The research object includes the specificity of the construction and unfolding of this metaphorical model in the texts of mass media sports discourse. The aim of the study is to analyze the vocabulary realizing the frame “Types and genres of spectacular performances” in the texts of sports discourse, to describe the specific features of the functioning of the metaphors and to determine the pragmatic potential of the components connecting two conceptual spheres: sports and theater. The paper uses the analysis technique worked out by A.P. Chudinov, which consists in identifying and interpreting the features (components) linking the two conceptual spheres and describing their pragmatic potential, which makes it possible to discover new facts and patterns in the organization of sports discourse and to identify the common and specific features of the realization of this model. It was found in the course of the study that many aspects of the sports can be compared with the theater or with some general concept that simultaneously characterizes different classes of stage presentations: theater, drama, comedy, farce, tragedy, ballet, circus, buffoonery, travesty, one-actor theater, puppet theater, theater of the absurd, show, show business, freak show, movie, melodrama, thriller, mystery, and serial. The material presented by the authors testifies to the high structuring of the initial conceptual sphere and the presence of significant emotive potential in the corresponding metaphors. The pejorative connotations are associated with the actualization of such features as artificiality, commercialization of sports, desire to please the fans, simulation, imitation of activity, falsehood, replication, scenarity, lack of masculinity, frivolous behavior, lack of independence, and unprofessionalism. The positive connotations are caused by such components as: spectacular character, dramatism, unpredictability, artistry, emotionality, and superiority of one player or team.
Key words: conceptosphere, concepts, cognitive linguistics, theatre metaphors, frames, sports discourse, sports language, spectacular performances, kinds of spectacular performances, genres of spectacular performances, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, metaphorical modeling, metaphorical models, cognitive metaphors

Для цитирования:

Сергеев, С. А. Виды и жанры зрелищных представлений спортивного дискурса / С. А. Сергеев, Е. П. Бондарева, Г. В. Чистякова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №4. – С. 172-183.

For citation

Sergeev S. A., Bondareva E. P., Chistyakova G. V. (2023). Types and Genres of Spectacular Performances of Sports Discourse // Political Linguistics. – 2023. – №4. – P. 172-183.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.