Архив журнала
Фасцинация как основа медиатекста и информационно-психологического воздействия
- 371
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена определению роли фасцинации как коммуникативного феномена в содержательной и структурно-динамической организации медиатекста, а также технологии информационнопсихологического (и как его части — речевого) воздействия, реализующегося вербальными, паравербальными и невербальными средствами. Фасцинативность языковых единиц выражается в их лаконичности, броскости, красочности, избыточной интенсивности (гипертрофированности), часто — восклицательности и императивности,
однако основной признак фасцинации — привнесение в сообщение и, как следствие, в коммуникативную ситуацию
эмоциональности любого оттенка. Анализ проведен на основе русскоязычного и иноязычного материала, обобщенного по результатам исследования более ста текстов (медиатекстов) общественно-политической, военнополитической и художественной тематики. Применяются описательный и функциональный методы, а также
методы компонентного, контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Описываются различные
речевые приемы, обеспечивающие фасцинацию на вербальном уровне, например: гиперболы, метафоры, перифразы,
антономасии, словообразовательные приемы, привносящие в речь эмоциональность (экспрессивность), введение
иностранных слов и переход на иностранный язык, употребление вычурных экспрессивных выражений, ритмизация
текста. Автор заключает, что фасцинация выступает основой современного медиатекста и информационнопсихологического воздействия, являясь, как правило, одним из главных коммуникативных эффектов сообщений, нацеленных на изменение психического состояния, социальных установок и поведения аудитории через воздействие на
иррациональном, чувственно-эмоциональном уровне
Ключевые слова: фасцинация, фасцинативные сигналы, фасцинативные элементы, информационнопсихологическое воздействие, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, языковые единицы, вербальные средства, паравербальные
средства, невербальные средства
Abstract: The article explores the role of fascination as a communicative phenomenon in the semantic and structural-dynamic organization of the media text, as well as the technologies of information-psychological (and as part of it –
verbal) impact, exerted by verbal, paraverbal and nonverbal means. The fascinative potential of language units is expressed
through their being laconic, bright, picturesque, and overintensive (to the point of hypertrophy), often via their exclamatory
and imperative load, but the main feature of fascination consists in the introduction of a certain kind of emotionality into the
message and, as a result, into the communicative situation. The analysis is carried out on the basis of Russian-language and
foreign-language material summarized according to the results of a study of more than a hundred texts (media texts) on socio-political, military-political and artistic topics. The study employs the descriptive and functional methods, as well as the
methods of component, contextual and communicative-pragmatic analysis. Various speech techniques that express fascination at the verbal level are said to include the following: hyperbole, metaphors, periphrases, antonomasias, word-formation
techniques that bring emotionality (expressiveness) into speech, introduction of foreign words and the transition to a foreign
language, use of histrionic emotional word combinations, and rhythmization of the text. The author concludes that fascination is the basis of the modern media text and the information-psychological impact, functioning, as a rule, as one of the main
communicative effects of the messages aimed at changing the mental state, social attitudes and behavior of the audience
through exercising impact on an irrational, sensual and emotional level
Key words: fascination, fascinative signals, fascinative elements, information-psychological impact, journalism,
media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, language units, verbal
means, paraverbal means, nonverbal means
Для цитирования:
Зарипов, Р. И. Фасцинация как основа медиатекста и информационно-психологического воздействия / Р. И. Зарипов. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №1. – С. 57-69.
For citation
Zaripov R. I. (2024). Fascination as a Basis of Media Text and Information-Psychological Impact // Political Linguistics. – 2024. – №1. – P. 57-69.