Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящей научной работе рассматриваются значимые для немецкого политического дискурса прецедентные афоризмы, представляющие собой «символы эпохи». Данные языковые единицы предлагается именовать «эонимическими выражениями» и рассматривать как разновидность эонимов. В качестве основных были избраны метод корпусной лингвистики и интерактивный метод дискурс-анализа в комплексе с лингвистическим и лингвокультурологическим анализом. Целью исследования стала лингвокультурологическая характеристика эонимических выражений, отобранных методом сплошной выборки из рейтинговых списков «Слова года» Германии и репрезентирующих «мы-образ» в немецкоязычном дискурсе. Все исследуемые выражения содержат в своем составе личное местоимение WIR, но при этом характеризуют различные аспекты «мы-дискурса», начиная от переломной эпохи в истории Германии и вплоть до обращения к церковному референдуму и избранию Папы Римского и дискуссии о миграционном кризисе во времена правления А. Меркель. Представленные в работе описания дискурсивных практик, вербализующих «мы-образ», подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что исследование эонимических выражений в рамках определенного временного периода позволяет выстроить контекст эпохи и сформировать представление о том, как немецкоязычная лингвокультурная общность характеризуют саму себя и в чем заключается ее отличие от «других». В заключение автор приходит к выводу о том, что эонимические выражения с местоимением WIR являются языковой рефлексией актуальных социально-политических событий, а также используются как инструмент манипуляции общественным сознанием в процессе борьбы за власть. Результаты научной работы необходимы при составлении лингвокультурологических словарей
Ключевые слова: политический дискурс, лингвокультурология, немецкая лингвокультура, немцы, немецкий язык, ключевые слова текущего момента, эонимы, эонимические выражения, квазиафоризмы, прецедентные афоризмы, мы-дискурс, мы-образ, языковая рефлексия
Abstract: This research paper deals with precedent aphorisms that are significant for the German political discourse and represent “symbols of the epoch”. The author suggests these linguistic units be called “eonymic expressions” and considered as a kind of eonyms. The basic research methods in the paper are the corpus method and the interactive method of discourse analysis in combination with linguistic and linguocultural analysis. The aim of the study is to provide a linguocultural characterization of the eonymic expressions selected by the methods of continuous sampling from the German Word of the Year rating lists and representing the “we-image” in the German-language discourse. All expressions under study contain the personal pronoun WIR in their composition, but at the same time characterize different aspects of the “wediscourse”, starting from the crucial epoch in German history up to the time of appeal to the church referendum, election of the Pope, and the discussion of the migration crisis during the office of A. Merkel. The descriptions of discursive practices verbalizing the “we-image” presented in the paper confirm the hypothesis that the study of eonymic expressions within a certain time period allows building the context of the epoch and forming an idea of how the German-speaking linguocultural community characterize themselves and how they differ from “others”. The author concludes that eonymic expressions with the pronoun WIR are a linguistic reflection of current socio-political events and are also used as an instrument for manipulation of public consciousness in the process of struggle for power. The results of this scientific work may be useful for compiling linguoculturological dictionaries
Key words: political discourse, linguoculturology, German linguoculture, Germans, German language, keywords of the present moment, eonyms, eonymic expressions, quasi-aphorisms, precedent aphorisms, we-discourse, we-image, language reflection

Для цитирования:

Туманова, Е. О. Как немцы видят себя: эонимические выражения как средство формирования «мы-дискурса» / Е. О. Туманова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №1. – С. 96-105.

For citation

Tumanova E. O. (2024). How Germans See Themselves: Eonymic Expressions as a Means of Forming “We-Discourse” // Political Linguistics. – 2024. – №1. – P. 96-105.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.