Вам может быть интересно:
Архив журнала
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СОЦИОЭТНИЧЕСКОГО ТИПАЖА «КУДАРЕЦ»
- 449
- Файл статьи: PDF
Аннотация: На материале интернет-сайтов рассматривается североосетинский лингвокультурный типаж «кударец». В соответствии с теорией лингвокультурных типажей, типизируемые личности — обобщенные
узнаваемые представители культуры, служащие индикаторами этнокультурного многообразия и маркерами социополитических внутри- и внешнегосударственных изменений. Алгоритм изучения лингвокультурного типажа
включает такие признаки, как внешний вид, одежда, возраст, гендерный признак, коммуникативное поведение (вербальное, паравербальное, невербальное), сфера деятельности, социальный статус, интеллектуальные способности,
образование, материальное положение, жизненная позиция, отстаивание социополитических интересов и культурной целостности, дифференциация по субэтническому религиозному и территориальному признакам.
Описываются когнитивные признаки лингвокультурного типажа «кударец», репрезентированные метафорическими моделями.
Многие метафоры представляют кударцев в отрицательном свете. Такова комплексная двухвекторная метафорическая модель, имеющая проекции в двух понятийных областях — цивилизационной и поведенческой: «Кударец — дикарь». Дикарь — это человек, находящийся на ступени первобытной культуры (цивилизационная метафора), и человек грубый и необузданный (поведенческая метафора). Зооморфные метафоры также часто представляют кударцев невежественными, демонстрирующими опасное для северных осетин поведение, упрямыми
(саранча, быдло, баран). Фиксируются и положительные оценки, когда кударцы воспринимаются как «свои», например, при использовании военной метафоры (могучий воин, Рэмбо). Метафорический кластер, состоящий из базовой части (психологической метафорой «кударец — состояние души») и аддитивной (морбиальная метафора
«кударец — болезнь души»), актуализирует представления северных осетин о кударцах как о чем-то непостижимом, не поддающемся точному определению и вместе с тем негативном
Ключевые слова: лингвокультурный типаж; кударец; субэтническая группа; метафорический пласт;
образная составляющая; метафорическая модель; когнитивные признаки; интернет-дискурс
Abstract: The article deals with the North Ossetian linguo-cultural type “kudar” on the material of various Internet
sites. In accordance with the theory of linguo-cultural types, stereotyped persons are treated as generalized well-known representatives of a culture who serve as indicators of ethno-cultural diversity and markers of socio-political, national and international changes. The algorithm for the study of a linguo-cultural type includes such features as appearance, clothes, age,
gender, communicative behavior (verbal, para-verbal and non-verbal), sphere of activity, social status, IQ, education, material status, life position, asserting one’s socio-political interests and cultural identity and differentiation according to subethnical, religious and territorial principles. The author describes the cognitive features of the linguo-cultural type “kudar”,
represented by various metaphorical models.
Many metaphors give a negative representation of a kudar. For example, a complex dual-vector metaphorical model is
projected in two conceptual fields – civilization and behavioral ones: “A KUDAR IS A SAVAGE”. A savage is a person at a
primitive stage of culture (civilization metaphor) and a rude and ungovernable person (behavioral metaphor).
Zoomorphemic metaphors also often present the kudar as ignorant and stubborn people, demonstrating dangerous for the
North Ossetians behavior (locust, cattle, ram, etc.). Positive evaluations are also found, when the kudar are treated as
“own”, for example, in a military metaphor (mighty warrior, Rambo, etc.). The metaphorical cluster consisting of the basic
part (psychological metaphor “a kudar is a state of mind”) and the additive part (morbid metaphor “a kudar is an illness of
one’s soul”) actualizes the treatment of the kudar by the North Ossetians as something unfathomable, impossible to be precisely defined and at the same time negative
Key words: cultural type; kudar; sub-ethnic group; metaphorical layer; metaphorical model; cognitive features; Internet discourse