Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-02-12
Аннотация: Статья посвящена жанровой разновидности портретного очерка — политическому портрету. Исходя из мысли о том, что специфика портретного очерка в китайском русскоязычном медиаполитическом дискурсе определяется в первую очередь предметом изображения и авторской интенцией, авторы статьи анализируют категорию коммуникативной тональности (В. И. Карасик) и приходят к выводу об аксиологической маркированности данной категории в ее идеологической разновидности. Система ценностей, лежащая в основе формирования общественного мнения о китайском политике, представлена в виде дихотомии «ценности — антиценности», что позволяет считать аксиологическую ориентацию политического портрета ведущим фактором текстообразования этого жанра. Для политических портретов, созданных носителями китайского языка, характерны два основных вида коммуникативной тональности — информативная и идеологическая. Информативная тональность актуализируется преимущественно в биографических фрагментах очерков. В свою очередь, идеологическая тональность актуализируется в целом спектре соотносимых с ней позитивных/негативных оценок политика, формирующих аксиологическую диаду. Позитивно оцениваются простота, доступность, близость к народу, деловые способности, профессионализм, опытность, смелость, энергичность, решительность, готовность к действиям, настойчивость, упорство, целеустремленность, ответственность за Родину и соотечественников, патриотизм. Антиценности в проанализированных очерках связаны с негативным внешним воздействием и проявлениями безответственности. В целом аксиологические приоритеты в портретах китайских политиков соотносимы прежде всего с волевой сферой человека, а жанр политического портрета во многом выполняет регулятивную функцию, релевантную для эффективного функционирования общества на его современном этапе
Ключевые слова: политический портрет; журналистика; медиалингвистика; медиатексты; медиадискурс СМИ; средства массовой информации; политический дискурс; русский язык; китайские СМИ; коммуникативная тональность
Abstract: The article deals with a genre variety of portrait essay – a political portrait. Proceeding from the assumption that the specificity of portrait essay in the Chinese Russian language media political discourse is determined, first of all, by the object of portrayal and the writer’s intention, the authors of the article analyze the category of communicative tone (V. I. Karasik) and come to the conclusion about the axiological markedness of the given category and its ideological variation. The system of values lying at the basis of the formation of the public opinion about a Chinese politician is presented as a dichotomy of “value/anti-value”, which allows regarding the axiological orientation of political portrait as the leading text-forming factor of this genre. The political portraits created by the Chinese language speakers are characterized by two main kinds of communicative tone – informative and ideological. The informative tone is actualized mostly in the biographical fragments of the essays. In its turn, the ideological tone appears in a whole range of positive/negative evaluations of the politician associated with it and forms an axiological dyad. The positive evaluations are given to ease, accessibility, closeness to the people, business competencies, professionalism, experience, courage, energy, decisiveness, readiness for action, perseverance, persistence, commitment, responsibility for one’s Motherland and the people, and patriotism. The antivalues in the essays under analysis are associated with external intervention and manifestations of irresponsibility. On the whole, the axiological priorities in the portraits of Chinese politicians are relatable, first of all, to the volitional sphere of man, and the genre of political portrait performs, to a great degree, the regulatory function relevant to efficient functioning of society at the present stage of its life
Key words: political portrait; journalism; media linguistics; media texts; media discourse; mass media; political discourse; Russian language; Chinese mass media; communicative tonality

Для цитирования:

Руженцева, Н. Б. Жанр политического портрета в русскоязычных китайских СМИ: ценности и антиценности / Н. Б. Руженцева, А. И. Суетина, Ли Сыци // Политическая лингвистика. – 2019. – №2. – С. 107-112. DOI 10.26170/pl19-02-12.

For citation

Ruzhentseva, N. B. The Genre of Political Portrait in the Chinese Mass Media in Russian: Values and Anti-Values/ N. B. Ruzhentseva, A. I. Suetina, Li Siqi // Political Linguistics. – 2019. – №2. – P. 107-112. DOI 10.26170/pl19-02-12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.