Архив журнала
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГЕМА В ИСПАНСКОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
- 426
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Идеологизация лексики приводит к появлению политических идеологем, которые широко используются в современных испанских публицистических текстах в виде идиом, словосочетаний, метафор и даже целых предложений и служат
инструментом для насаждения доминирующего в стране мировоззрения. Идеологема несет в себе аксиологическую установку
(положительную или отрицательную) и оказывает влияние на преобразование уже существующей политической картины мира.
Будучи отражением общественного мнения и обладая сильным суггестивным потенциалом, идеологема зачастую способна подменять истинные факты для умелого манипулирования информацией. Частотность использования идеологем в испанских публицистических текстах высока и напрямую связана с особенностями национального характера испанцев. Рассматриваются испанские медийные тексты, посвященные недавним политическим событиям в Каталонии (отказ официального Мадрида признать
каталонцев независимой нацией). В проанализированных статьях формирование идеологической установки призвано создать у
целевой аудитории определенное мнение (создается положительный образ председателя правительства Испании М. Рахоя и отрицательный — борца за независимость Каталонии К. Пучдемона). За образом каталонского политика К. Пучдемона у читателей
закрепилась идеологема «prófugo» — «беглец, узник», — обладающая отрицательной экспрессивно-эмоциональной окраской. Рассматриваются контексты, в которых идеологическая семантика реализуется нейтральными языковыми единицами, при этом
степень успешности речевой манипуляции как основной цели использования идеологем в медийных текстах во многом зависит от
того, насколько широк арсенал применяемых адресантом языковых средств воздействия на адресата
Ключевые слова: публицистический дискурс; политический дискурс; политическая идеология; испанский язык; идеологемы; аксиологические установки; суггестия; политическая картина мира
Abstract: Ideologization of vocabulary gives rise to political ideologemes, which are frequently used in contemporary Spanish
publicistic texts in the forms of idioms, collocations, metaphors and even sentences; they serve as a tool for instilment of the dominant view
to the society. Ideologeme contains an axiological opinion (positive or negative) and influences transformation of the existing worldview.
Being a mirror of public opinion and having strong suggestive potential, an ideologeme can sometimes replace the true facts to manipulate
with the help of information. The frequency of usage of ideologemes in Spanish publicistic texts is high and it is connected with the national
character of the Spanish. Spanish media texts covering the recent events in Catalonia (refusal of Madrid to recognize Catalonia’s independence) are studied. In the analyzed articles the development of ideological view is aimed at formation of a certain view of the public (they
create a positive image of the Prime Minister Mariano Rajoy and the negative image of the Catalonian leader Carles Puigdemont). The
image of the Catalonian politician is characterized by the ideologeme «prófugo» — “runaway, prisoner” — having negative connotations.
There are contexts in which ideological semantics is disclosed by the neutral vocabulary; success of verbal manipulation as the main goal of
the usage of ideologemes in mass media texts, depends on the variety of language means used to persuade the addressee
Key words: publicistic discourse; political discourse; political ideology; Spanish; ideologeme; axiological viewpoint; suggestion;
political worldview