Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В современной отечественной прозе появился целый ряд текстов, радикально пересоздающих «деревенскую прозу». Среди них — «Южнорусское Овчарово» Л. Белоиван, «Головастик и святые» А. Филимонова, «Люди Черного дракона» А. Винокурова и др. В этих произведениях в диалоге реалистической эстетики и сказочномифологического начала создается образ глухой деревни, местного захолустья («небыляндии»). В статье рассматривается образ деревни в романе А. Филимонова «Головастик и святые» (2016). Обращаясь к топосу деревни, роман одновременно и напоминает о деревенской прозе, и отдаляется от нее. Филимонов сохраняет установку на описание деревенского пространства как особого/обособленного, однако превращает его в литературное воображаемое, в котором осели и знаки истории, и литературные сюжеты, и ироническая рефлексия по поводу вечных сетований об умирании деревни, и представления о ней как о заповедном уголке, причудливо соединяющем отгороженность от большого мира и связь с ним. Апеллируя к сюжету смерти деревни, разрушения привычного уклада, хорошо знакомому читателям по деревенской прозе, автор переосмысляет его в металитературном ключе и переносит внимание на соотношение реального и воображаемого. Характер повествования в романе приводит к ослаблению миметических установок и усилению «творческого хронотопа»
Ключевые слова: русская литература, современная литература, русские писатели, литературное творчество, литературные жанры, литературные сюжеты, литературные образы, образ деревни, деревня, метапроза, творческий хронотоп, романы, деревенская проза
Abstract: Recently, a number of texts emerged in the contemporary Russian prose, which recreate the so-called “village prose”. Among them are “South Russian Ovcharovo” by Laura Beloivan, “The Polliwog and the Saints” by Andrei Filimonov, “The Black Dragon People” by Alexey Vinokurov, etc. These works, through the means of a dialogue between realistic aesthetics and fairy tale mythological existence, create the image of a local outback (“nowhere land”). The article analyzes the image of the village in Andrei Filimonov's novel “The Polliwog and the Saints” (2016). Dealing with the village topos, the novel both reminds about the village prose and at the same time distances itself from it. Filimonov remains true to the purpose of describing the village space as a special/isolated one, but transforms it into an imaginary literary place, which embodies both the signs of history, literary plots, and ironical reflection of the eternal grumbling about the village decay and the perception of the village as a sanctuary that incredibly combines the separation from the big world and a close connection with it. Appealing to the village demise and disintegration of the usual way of life plot (a well known plot for the reader of the village prose) the author rethinks it in a metaliterary way and shifts the readers' attention to the relationship between the reality and the world of imagination. The novel narration character leads to the weakening of the mimetic patterns and, at the same time, to the strengthening of “the artistic chronotope”
Key words: Russian literature, modern literature, Russian writers, literary creative activity, literary genres, literary plots, literary images, village image, village, metaprose, artistic chronotope, novels, village prose

Для цитирования:

Багдасарян, О. Ю. «Трактор, катафалк и молоковоз»: интерпретация образа деревни в современной отечественной прозе / О. Ю. Багдасарян. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №6. – С. 149-154.

For citation

Bagdasaryan O. Yu. (2023). “Tractor, Hearse and Milk Tanker”: Interpretation of the Village Image in Modern Russian Prose // Political Linguistics. – 2023. – №6. – P. 149-154.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.