Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению прагмаманипулирования социальными эмоциями в западных средствах массовой информации. Сегодня СМИ представляют собой мощный инструмент для лоббирования интересов и навязывания определенного мнения и отношения к конкретной ситуации. Прагматические тактики, используемые журналистами, воздействуют на сознание массовой аудитории и способны вызывать у адресата ответную реакцию в виде возникших в ходе получения информации чувств. В связи с этим целью статьи являлось обнаружение социальных эмоций, подвергающихся манипулированию. Так, нами были обнаружены две социально сильные эмоции — чувство стыда и вины, которые создают благоприятную атмосферу для изменения поведения и взглядов. Прагматические тактики апелляции к чувствам нашли свою реализацию в прагматических приемах «отсылка к авторитету», «персонификация чувства вины», «создание образа» (образ извиняющегося и бесстыдного русского), а также за счет повторения лексических единиц с семантикой «стыд» и «вина». Основным методом исследования был контент-анализ, позволивший выявить тактики, апеллирующие к сознанию реципиента. В дополнение нами также были использованы контекстологический и семантико-стилистический анализы для описания языкового материала. В качестве объекта исследования выступают прагматические тактики воздействия на социальные эмоции, предметом исследования служат языковые модели реализации прагматических тактик.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, язык СМИ, языковые средства, английский язык, манипуляция, социальные эмоции, стыд, вина, общественное порицание, дискредитация, прагматические тактики, прагматические приемы, лингвопрагматика, языковые модели
Abstract: The article deals with pragmatic manipulation of social emotions in Western mass media. Today the media represent a powerful tool for lobbying interests and imposing a certain opinion and attitude to a specific situation. The pragmatic tactics used by journalists influence the consciousness of mass audience and are capable of causing a response in the form of emotions that arise during the reception of information. In this regard, the aim of the study was to detect social emotions that are subject to manipulation. Thus, the authors have discovered two socially strong emotions — shame and guilt, which create a favorable atmosphere for changing behavior and views. The pragmatic tactics of appeal to emotions found their realization in the pragmatic devices of “reference to authority”, “guilt personification”, and “image creation” (the image of an apologetic and shameless Russian), as well as through reiteration of lexical units with the semantics of “shame” and “guilt”. The main method of research is content analysis, which allowed the authors to identify tactics that appeal to the consciousness of the recipient. In addition, the study also involved contextological and semantico-stylistic analyses to describe the linguistic material. The scope of research encompasses pragmatic tactics of influence on social emotions; the object of the study comprises language models of the pragmatic tactics realization.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, mass media language, language means, English Language, manipulation, social emotions, shame, guilt, social blame, discreditation, pragmatic tactics, pragmatic techniques, linguopragmatics, language models

Для цитирования:

Пешкова, Н. В. Прагматическое манипулирование социальными эмоциями (на материале англоязычной прессы) / Н. В. Пешкова, Д. С. Шипилова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №5. – С. 144-153.

For citation

Peshkova N. V., Shipilova D. S. (2024). Pragmatic Manipulation of Social Emotions (On the Material of the English-Language Press) // Political Linguistics. – 2024. – №5. – P. 144-153.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.