Архив журнала
Неволшебные политкорректные сказки: влияние политического дискурса на жанр
- 368
- Рубрика: РАЗДЕЛ 4. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается один из примеров адаптации с помощью концептов политкорректности (или идеологем) известной сказки «Золушка» («Cinderella») в политкорректный текст американским писателем Джеймсом Финном Гарнером. Сказка адаптирована с позиций политической корректности, нового левого проекта, борьбы с разными видами дискриминации и воинствующего феминизма.
Целью статьи является поиск ответа на вопрос: возможна ли политкорректная сказка как разновидность волшебной сказки? Также ставится цель описать 1) конфликт волшебного и политического и 2) деструктивность политизации дискурсов. Объектом исследования является политический дискурс, а предметом — влияние политического дискурса на сказочный дискурс. Методами анализа являются лингвопрагматический и дискурсивный анализ.
В результате сопоставительного анализа текстов выявлено, что жанр волшебной сказки разрушается языковыми и неязыковыми приемами. Разрушение жанра происходит на идейном уровне (суперпарадигмальном уровне); на уровне языковых картин миров (патриархальное Vs. новый левый проект с воинствующим феминизмом); структуры сказок; и наконец, внедрением идеологем политического дискурса.
В результате исследования сделаны следующие выводы. Концепты закреплены за определенной картиной мира, за определенной онтологией. Политкорректное именование — это не столько замена лексических средств на эвфемизмы, сколько замена традиционных концептов «патриархального» дискурса. Волшебная сказка находится в рамках «патриархальной» парадигмы. Автор адаптации, высмеяв политкорректность и воинствующий феминизм, на самом деле показал границы жанра. Оказалось, что только «мужской» патриархальный мир (дискурс) вмещает волшебное, а политкорректный феминистический прагматический мир не совместим с волшебным миром сказок.
Ключевые слова: политический дискурс, политкорректный дискурс, сказочный дискурс, волшебные сказки, морфология волшебной сказки, политкорректные сказки, политическая корректность, концептуальная сетка, политкорректные тексты, картина мира, литературные жанры, дискурс-анализ, лингвопрагматический анализ
Abstract: The article examines one of the examples of the adaptation of the famous fairy tale “Cinderella” into a politically correct text by the American writer James Finn Garner using the concepts of political correctness (or ideologemes). The fairy tale is adapted from the standpoint of political correctness, a new leftist project, the fight against various types of discrimination, and militant feminism.
The aim of the article is to find an answer to the question: can a politically correct tale be written as a fairy tale? The aim is also to describe 1) the conflict between the magical and the political and 2) the destructiveness of politicizing discourses. The research scope covers political discourse, and the object of research includes the influence of political discourse on fairy-tale discourse. The study employs the methods of linguopragmatic and discursive analyses.
Comparative text analysis revealed that the genre of fairy tale is destroyed by linguistic and non-linguistic techniques. The destruction of the genre occurs at the ideological level (super-paradigm level), at the level of linguistic worldviews (patriarchal vs. a new leftist project with militant feminism), the structure of the fairy tale, and finally, the introduction of ideologemes of political discourse.
The following conclusions were drawn from this study: The concepts are anchored in a certain worldview, in a certain ontology. Politically correct naming is not so much a replacement of lexical means with euphemisms, but rather a replacement of the traditional concepts of “patriarchal” discourse. The fairy tale lies within the framework of the “patriarchal” paradigm. The author of the adaptation, having ridiculed political correctness and militant feminism, actually showed the boundaries of the genre. It turned out that only the “male” patriarchal world (discourse) encompasses the magical, and the politically correct feminist pragmatic world is not compatible with the magical world of fairy tales.
Key words: political discourse, politically correct discourse, fairy tale discourse, fairy tales, morphology of fairy tales, politically correct fairy tales, political correctness, conceptual frame, politically correct texts, worldview, literary genres, discourse analysis, linguopragmatic analysis
Для цитирования:
Алимджанов, А. А. Неволшебные политкорректные сказки: влияние политического дискурса на жанр / А. А. Алимджанов. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №2. – С. 223-232.
For citation
Alimdjanov A. A. (2025). Non-Fairy Politically Correct Tales: The Influence of Political Discourse on the Genre // Political Linguistics. – 2025. – №2. – P. 223-232.
