Вам может быть интересно:
Архив журнала
Исторические аналогии как аргумент в публичном диалоге
- 221
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Применение в медиадискурсе исторических аналогий (параллелей), частным случаем которого является использование прецедентных имен исторических деятелей, — распространенный прием усиления изобразительности и выразительности текста, его персуазивности. В статье рассмотрено, как этот прием используется в медийном диалоге. Показано, что живой диалог (в котором исторический образ — основание для сравнения и его проекции на современность обсуждаются, уточняются или отвергаются) помогает избежать ложных аналогий и точнее понять реалии современности. На материале медийных источников (газет «Московский комсомолец», «Аргументы недели»), диалогов ток-шоу («Вечер с Владимиром Соловьёвым» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым») с помощью когнитивного и дискурсивно-прагматического анализа исследованы перлокутивные возможности приема исторических аналогий. Исторические аналогии служат для позиционирования, сопоставления, сравнения и противопоставления различных ценностных характеристик. В диалоге, то есть при активной реакции всех участников на приводимые аналогии, на степень их разумности и адекватности, больше шансов выработать верные позиции. Ключевое место должно быть отведено важнейшему компоненту в аргументации — обоснованности утверждений. Рациональная процедура обоснования, включающая тезис, аргументы и вывод, приоритетна и в случае использования исторических аналогий.
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, медиадиалоги, аргументация, речевая деятельность, речевые жанры, прецедентные имена, топосы, политические деятели, исторические личности, исторические аналогии
Abstract: The use of historical analogies (parallels) in media discourse, a special case of which is the use of precedent names of historical figures, is a common technique for enhancing the creativity and expressiveness of the text and its persuasiveness. The article explores how this technique is used in media dialogue. It is shown that a lively dialogue (in which the historical image is the basis for comparison and its projections on modernity are discussed, clarified or rejected) helps to avoid false analogies and better understand the realities of modernity. Using the materials of media sources (the newspapers Moskovsky Komsomolets, Argumenty nedeli) and talk show dialogues (Evening with Vladimir Solovyov and Sunday Evening with Vladimir Solovyov), the study investigates the perlocutionary potential of the method of historical analogies through cognitive and discursive-pragmatic analyses. Historical analogies serve to position, compare, and contrast various value-based characteristics. In a dialogue, in which all participants actively respond to the analogies and the degree of their rationality and adequacy, there are more chances to develop right positions. The key place should be given to the most important component in argumentation — the validity of utterances. A rational substantiation procedure, including thesis, arguments, and conclusion, is preferable even in the case of historical analogies.
Key words: political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Russian media, media dialogues, argumentation, speech, speech genres, precedent names, topoi, politicians, historical figures, historical analogies
Для цитирования:
Осипенко, А. В. Исторические аналогии как аргумент в публичном диалоге / А. В. Осипенко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №3. – С. 103-108.
For citation
Osipenko A. V. (2025). Historical Analogies as an Argument in Public Dialogue // Political Linguistics. – 2025. – №3. – P. 103-108.
