Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты сопоставительного исследования метафор в кризисном дискурсе российских и китайских СМИ. Методология исследования строится на методах и принципах когнитивной метафорологии, с точки зрения которой метафора —ментальный процесс и его вербализация, инструмент познания и категоризации окружающего мира, обладающий мощнейшим прагматическим эффектом. Метафора рассматривается одновременно как языковой, когнитивный и культурный феномен. Метафоричность является одним из важнейших признаков языка современных СМИ, метафора в массмедиа, с одной стороны, как зеркало, отражает мировосприятие носителей языка, с другой, как инструмент, воздействует на формирование представления о мире. Актуальность изучения метафор возрастает в периоды общественных потрясений, когда новое знание о мире ищет пути своего выражения в языке. Данная работа посвящена сопоставительному исследованию социоморфных метафор, репрезентирующих кризисные явления, которые обнаруживаются при анализе российских и китайских текстов СМИ. Цель работы — выявление общих закономерностей метафорического моделирования кризисных явлений в российских и китайских СМИ. Материалом настоящего исследования послужили публицистические тексты «проблемной повестки», опубликованные в электронных СМИ в период 2020–2023 гг. Изучение специфики метафорических моделей проводится с привлечением методов метафорического моделирования, когнитивно-дискурсивного анализа. Сопоставительное исследование метафор кризисного дискурса перспективно, так как позволяет не только детально описать рассматриваемые ситуации как составляющую картины мира, но и выявить особенности восприятия кризисных явлений носителями русской и китайской лингвокультур.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, китайские СМИ, когнитивная метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, языковые единицы, когнитивная лингвистика, метафорические единицы, концепты, концептуальные метафоры, кризисный дискурс, сопоставительный анализ, социоморфные метафоры
Abstract: The article presents the results of a comparative study of metaphors in the crisis discourse of the Russian and Chinese media. The research methodology is based on the methods and principles of cognitive metaphorology, from the point of view of which metaphor is a mental process and its verbalization, a tool for cognition and categorization of the surrounding world, which has a powerful pragmatic effect. Metaphor is considered simultaneously as a linguistic, cognitive and cultural phenomenon. Metaphoricity is one of the most important signs of the language of modern mass media; metaphor in the mass media, on the one hand, reflects the worldview of native speakers as a mirror, on the other, as a tool, influences the formation of an idea of the world. The urgency of studying metaphors increases during periods of social upheaval, when new knowledge about the world is looking for ways to express itself in language. This work is devoted to a comparative study of sociomorphic metaphors representing crisis phenomena that are found in the analysis of Russian and Chinese media texts. The aim of the work is to identify common patterns of metaphorical modeling of crisis phenomena in the Russian and Chinese media. The practical material of this study comprises journalistic texts of the “problematic agenda” published in electronic media in the period 2020-2023. The study of the specificity of metaphorical models is carried out using methods of metaphorical modeling and cognitive-discursive analysis. A comparative study of the metaphors of crisis discourse is promising, as it allows the researcher not only to describe in detail the situations under consideration as part of the worldview, but also to identify the peculiarities of perception of crisis phenomena by native speakers of Russian and Chinese linguistic cultures
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Russian media, Chinese media, cognitive metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, language units, cognitive linguistics, metaphorical units, concepts, conceptual metaphors, crisis discourse, comparative analysis, sociomorphic metaphors

Для цитирования:

Матвеева, Н. В. Метафорическое моделирование кризисного дискурса: сопоставительный анализ социоморфных метафор в российских и китайских СМИ / Н. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №3. – С. 234-245.

For citation

Matveeva N. V. (2025). Metaphorical Modeling of Crisis Discourse: A Comparative Analysis of Sociomorphic Metaphors in Russian and Chinese Media // Political Linguistics. – 2025. – №3. – P. 234-245.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.