Архив журнала
Вербализация гендерного конфликта в женском колумнистском медиадискурсе
- 605
- Рубрика: РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель статьи заключается в анализе языковых средств и дискурсивных стратегий вербализации гендерного конфликта в современном женском колумнистском медиадискурсе. Объектом статьи выступает современный женский колумнистский медиадискурс. Предметом исследования являются языковые средства и дискурсивные стратегии вербальной трансляции гендерного конфликта в современном женском российском и французском колумнистском медиадискурсе. Для достижения поставленной цели были использованы методы контент-анализа, дискурсивного анализа, прагмасемантического и стилистического анализа. Наряду с лингвистическим анализом применяется социокультурный анализ, поскольку гендерный конфликт реализуется через язык в социальных практиках, отраженных в медиадискурсе. Гендерный конфликт понимается как вид социального конфликта, основанный на дискриминации и способствующий формированию новых гендерных систем.
Выявлена гендерно маркированная лексика, интерпретируемая в контексте создания гендерных стереотипов. Особенное внимание уделяется анализу метафорических выражений и эмоционально-оценочных лексических единиц, выступающих средством репрезентации гендерных противоречий в бинарных оппозициях «слабость — сила», «пассивность — активность», «зависимость — независимость».
В ходе анализа русских и французских женских медиатекстов в качестве характерных дискурсивных стратегий вербальной трансляции гендерного конфликта в женском колумнистском медиадискурсе установлены следующие: противопоставление, самоутверждение, стигматизация.
Ключевые слова: женский колумнистский медиадискурс, гендер, гендерные конфликты, гендерные стереотипы, языковые средства, дискурсивные стратегии, оппозиция «мужское — женское», русский язык, французский язык, журналистика, медиалингвистика, медиатексты, СМИ, средства массовой информации, язык СМИ
Abstract: The article aims to analyze the linguistic means and discursive strategies of verbalization of gender conflicts in modern women's columnist media discourse. The scope of the study covers modern women's columnist media discourse. The research object encompasses linguistic means and discursive strategies of verbal translation of gender conflict in modern women's Russian and French columnist media discourse. To achieve this aim, the study uses the methods of content analysis, discourse analysis, pragmasemantic analysis, and stylistic analysis. Along with linguistic analysis, socio-cultural analysis is employed, since gender conflict is realized through language in social practices reflected in media discourse. Gender conflict is understood as a type of social conflict based on discrimination and contributing to the formation of new gender systems.
The study singles out gender-marked vocabulary, interpreted in the context of creating gender stereotypes. Special attention is paid to the analysis of metaphorical expressions and emotional-evaluative lexical units, which serve as means of representing gender contrasts in the binary oppositions “weakness-strength”, “passivity-activity”, “dependence-independence”.
In the course of the analysis of Russian and French women's media texts, the following were identified as characteristic discursive strategies of verbal translation of gender conflict in women's columnist media discourse: juxtaposition, self-affirmation, and stigmatization.
Key words: women's columnist media discourse, gender, gender conflicts, gender stereotypes, language means, discursive strategies, opposition “male – female”, Russian language, French language, journalism, media linguistics, media texts, mass media, mass media language
Для цитирования:
Богданова, Е. А. Вербализация гендерного конфликта в женском колумнистском медиадискурсе / Е. А. Богданова, З. Р. Хачмафова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №4. – С. 39-47.
For citation
Bogdanova E. A., Khachmafova Z. R. (2025). Verbalization of Gender Conflict in Women’s Columnist Media Discourse // Political Linguistics. – 2025. – №4. – P. 39-47.
